Пилко И.С.
БИБЛИОТЕЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СТРУКТУРЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Вопрос о месте библиотечной технологии в структуре библиотековедческого знания тесно связан с проблемой статуса и структуры библиотековедения как науки. Решение последней является предметом постоянных научных дискуссий. На наш взгляд, технологическое знание (наряду с теоретическим, историческим, организационно-методическим) становится неотъемлемым компонентом общего и частного (специального) библиотековедения.
Так, в структуре общего библиотековедения технологический подход к библиотеке может освещаться в одном ряду с ее теоретической (например, структурно-функциональной), культурологической, исторической, организационно-управленческой концепциями. Причем одна модель может дополнять, обогащать, корректировать другую. Можно проследить историческую эволюцию библиотечной технологии, проиллюстрировав тем самым конкретно-историческую обусловленность социальных функций библиотеки; организационно-структурные изменения в библиотечном деле (сети, системе или конкретной библиотеке), логично связывать ее с развитием библиотечного производства или требованиями внешнего окружения, социальной среды.
Частное или специальное библиотековедение ориентировано на изучение отдельных компонентов библиотеки (ее фонда, справочно-библиографического аппарата, пользователей, библиотечного персонала и др.), библиотечных процессов (комплектования, каталогизации, библиотечного обслуживания и др.), специфики библиотек различных типов (детских, школьных, технических, академических и др.) и иных характеризующих библиотеку признаков и аспектов деятельности. При этом каждая научная дисциплина стремится рассмотреть свой объект не только в статике (структура фонда, свойства каталога, специфика информационных потребностей, типические черты библиотеки), но и в динамике (формирование библиотечного фонда, организация и использование справочно-библиографического аппарата, библиотечное ориентирование пользователей, функционирование библиотеки). И технологический подход может послужить системообразующим началом для целостного воспроизведения объекта или процесса. Комплексное описание библиотечных процессов с позиций деятельностного подхода (теоретический уровень) хорошо согласуется с их технологическим воспроизведением.
Совместимость теоретического и технологического знания иллюстрирует тот факт, что последнее является связующим звеном между теорией и практикой не только в инженерии, но и в такой гуманитарной сфере, как библиотечная.
Появляется возможность распространить (экстраполировать) на библиотечную сферу научные знания, отработанные промышленной (а затем и информационной) технологией, теорией социальных организаций: применить для объяснения сути библиотечного производства исходные понятия (предмет, процесс, продукт, ресурсы, средства производства) и принципы функционирования технологических систем (совместимость элементов, координация и субординация функций, функциональная специализация, интеграция, унификация и стандартизация, устойчивое развитие).
Осмысленное внедрение технологической
терминологии позволяет уточнить наши представления о структуре библиотечной
деятельности; упорядочить понятийный аппарат библиотековедения; применить
методы технологического проектирования и описания библиотечных процессов.
Очевидна не только теоретическая, но и практическая значимость терминологической
унификации и технологического моделирования библиотечной деятельности.
Системность технологического подхода к анализу библиотечной деятельности,
его ориентация на актуализацию ресурсной базы, модернизацию обеспечивающих
средств, расширение ассортимента производимых продуктов и услуг позволяют
диагностировать ”узкие" места в библиотечной практике, определять актуальные
направления научного поиска, реализовывать мониторинговые и прогнозные
исследования.